Гончарова Татьяна Васильевна, воспитатель МБДОУ № 70 "Дюймовочка"
Китайская живопись У-Син – путь к самопознанию.Китайская живопись У-Син – путь к самопознанию.
За несколько лет работы с детьми по изобразительной деятельности, я изучила множество литературы, начиная от нетрадиционных техник рисования, которые я использую в своей практике с детьми раннего и младшего возраста, до художественного рисования. Изобразительная деятельность сложный вид искусства для детей, многие начинают рисовать шаблонно повторяя действия за взрослым в дальнейшем не могут развивать свое видение предметов, в дальнейшем это вызывает множество комплексов, что рисунок не получиться, что ребенок не сможет нарисовать то, что ему захочется. Дети начинают замыкаться в себе, проявлять агрессию не только к рисованию, но и в других видах деятельности. Изучив множество книг по живописи и разных техник, я наткнулась на китайскую живопись Се-и (свободное рисование, в котором передают не внешнее сходство объекта, а его сущность) И живопись У- Син С этой техникой рисования не только взрослый , но и ребенок который не умеет рисовать с 3-х летнего возраста, может очень легко научиться рисовать, передавать образы увиденного на лист бумаги. Этой техникой я начала заниматься с детьми с 2006 года. У-син- это система 5-ти первоэлементов- дерево, огонь, земля, металл, вода. В живописи каждому из них соответствует 5 определенных мазков, с помощью которых мы с детьми пишем свои картины. Именно пишем, а не рисуем в живописи У-син задача пишущего- передать суть предмета, а не его форму. А для этого нужно выработать свое восприятие мира, научиться видеть умом, а не глазами. Это одна из самых эффективных техник обучения рисованию. Она дает возможность каждому ребенку научиться рисовать с нуля. С помощью этой техники происходит освобождение от шаблонов, появляется креативное мышление. Живопись У-син дарит заряд творчества, которого так не хватает детям в нашей жизни. Ребенок начав заниматься этим искусством, получает истинное наслаждение от создания своих внутренних возможностей, воплощая их в своем творчестве. Занятия с 5-ю элементами(мазками) У-син имеет глубокое арт-терапевтическое влияние. Ребенок и взрослый наделяет объект, который он рисует, определенным качеством, пытается почувствовать его суть. В итоге прорабатывая мазки, он развивает соответствующую энергию в себе. Перенося эти знания в жизнь, делает ее сбалансированной и гармоничной. Ребенок и взрослый приводит в соответствие то, что он видит с тем, что он думает и тем что делает.
У-син рисование В основе данной техники лежит движение. Всего пять типов мазков, дают возможность выразить и передать на бумаге абсолютно разные образы. Давно известно, что психологические проблемы человека и скованность, напрямую связаны с ограниченностью движений. Движение – это энергия, работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека, что позволяет снять напряжение в теле, преодолеть скованность и в последствии изменить жизнь к лучшему. В У-син существует 5 энергий – дерево, огонь, земля, металл, вода – каждому из них соответствует определенное движение, каждое из которых я использую в работе с детьми В У-син, рисуя свои картины. В У-син рисовании во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание уделяею расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, , выравнивая осанку ребенка,. Кисть держат специальным образом. Рука расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Существует два способа как держать кисть: 1) Художественный (все пальцы касаются кисти), 2) Калиграфический (указательный и средний давят на кисть, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой стороны, большой палец фиксирует кисть). Этим приемам я начинаю учить с 3-х летнего возраста. Исследуя движения первостепенно обращаю внимание, на то, что движения бывают иньские и янские. Инь соответствует нежности, тонкости, мягкости, неторопливости действия. Ян проявляется в стремительности, быстроте, резкости и нажиме. Как известно, 5 элементов у-син появляются благодаря взаимодействию инь и ян. Дерево — это начало Ян. «Дерево» в движении проявляет себя через качества прямоты стремительности. Внешне движение похоже на стремительный и мощный удар. Движение «дерево» всей своей сущностью передаёт ощущение роста, прорастания, пробивания. Чтобы рост был удачным, он должен быть ритмичным. Непременным атрибутом этого движения является чёткий и бодрый ритм. Работая движением «дерево», художник будто забивает гвозди молотком. Форма мазка, созданная движением «дерево» может быть разной, в большинстве случаев это линия, которая имеет точку в начале и точку на конце, очень похожа на базовые линии китайской каллиграфии — горизонталь, вертикаль и различные коленца. Наиболее характерный сюжет, рисуемый таким мазком является бамбук, а так же таким мазком очень хорошо рисовать любые деревья и любых млекопитающих. Огонь – это апогей ян. Движение огня может быть подобно взрыву, если оно мощное, или дуновению ветерка и взмаху крыла бабочки, если нежное. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении это умение неожиданно быстро перейти из одного состояния в другое. Мазок огня чаще всего похож на лодочку или капельку. При помощи такого мазка лучше всего удаются рыбки, птички и листья растений и лепески цветов, – всё то, что имеет качество мимолётности в своей природе. Земля — это структурирующее начало. Движение земли — спокойное и мерное. Земля в движении это искусство варьировать степень нажима, степень давления. Мазок земли это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти. При помощи этого элемента лучше всего рисовать камни, черепах и различных членистоногих. Так же как нажим — базовая составляющая для любого движения, точка — это базис для любого мазка. Земля это центральная стихия у-син, в которой инь и ян составляющие одинаково выражены. Металл в движении противоположен по свойствам дереву. Если дерево являет собой прямоту, резкость, нажим, напор, рывок вперёд, то металл это гибкость, утончение, постепенность. У металла, как и у дерева так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи. Мазок, образованный этим движением имеет вытянутую форму, начинается точкой и заканчивается остриём, подобно игле, кнуту в момент нанесения удара или лезвию длинной сабли. При помощи такого мазка рисуют траву, листья дикой орхидеи, различных змей, так же мазок металла очень подходит для отображения гладких поверхностей озёр и речных камней. Вода в движении «бестелесна», как и движение Огня. Если движение Металла — это иньский антипод дереву, то движение Воды — противоположность движению Огня. Огонь — мимолётен и неуловим. Вода – бесконечно закручена, это самое долгое движение. Движение воды — это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь. Мазок воды напоминает струйку дыма, оставленную благовонием. При его помощи можно рисовать закрученные стволы бонсаев, розы и пионы, водоросли, тела и конечности моллюсков и их ракушки, лес на дальнем плане пейзажа, в котором все детали сливаются воедино.
Каждое из 5-и движений живописи у-син соответствует и определённой области тела. Если мы работаем только лишь рукой, то должны понимать, какой именно частью руки мы работаем. Самые сильные движения рождаются в корне руки — в плече, именно там живёт мощное движение «Дерево». «Тягучее» движение Металла рождается из постепенного поднятия локтя. В запястье рождается мимолётность Огня. Тончайшее вращение Воды, требующее максимальной утончённости и чувствительности, оно рождается в пальцах. Движение земли делается всей рукой. Живопись у-син может стать отличной техникой работы над собой, техникой отработки определённых жизненных качеств. Если движения человека скованы, а тело закрепощено психофизическими зажимами очень сложно будет выразить мимолётность полёта бабочки, тонкую красоту перегнувшейся через себя травинки или прямолинейную искренность бамбука. Для того чтобы сделать такой мазок надо меняться самому. Китайской живопись У-Син это удивительный и увлекательный мир, погрузившись в который не столько занимаешься непосредственно изучением изобразительного искусства, сколько погружаешься в свой собственный мир ощущений и образов. На бытовом языке, суть техники можно объяснить так: согласно китайской философии существует пять первостихий, которым соответсвует пять движений, которым, в свою очередь соответствует пять мазков. Именно этими пятью мазками и пишутся картины в живописи у-син. Самым существенным здесь является то, что ребенку и взрослому необходимо почувствовать каждую стихию и передать на бумаге не внешний образ, а суть того предмета или явления, которое он изображает. После овладения этой техникой благодаря обучению, через некоторое время поверит в себя и откроет свой творческий потенциал. Занятия живописью У-син благотворно влияют на психологическое состояние ребенка, устраняют зажимы и комплексы, позволяют легко решать текущие задачи без суеты, посредством легких взмахов кисти, будто волшебной палочки, решать возникающие эмоциональные проблемы. 21 января 2019 в 06:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.